юридический

бесплатная юридическая консультация УКРАИНА

Добро пожаловать на форум - бесплатная юридическая консультация - контактные телефоны для консультаций - +79780358510
 В Вашем распоряжении весь форум! Создавайте тему в нужном разделе и задавайте интересующие Вас вопросы. На все вопросы мы обязательно дадим ответы в кратчайшие сроки. Спасибо за понимание!

    Налог на прибыль и ответственность налогоплательщика

    Поделиться
    avatar
    Admin
    Admin

    Сообщения : 379
    Дата регистрации : 2012-02-10
    Возраст : 42

    Налог на прибыль и ответственность налогоплательщика

    Сообщение  Admin в Сб Фев 11, 2012 3:50 pm

    Финансовая ответственность

    Финансовая ответственность за нарушения налогового законодательства применяется контролирующими органами в виде штрафа и (или) пени. Ответственность для плательщиков налога на прибыль применяется не только за неуплату или несвоевременную уплату налога, но и за нарушение сроков подачи отчетности.

    Так, за неподачу или несвоевременную подачу плательщиком налога налоговых деклараций (расчетов) предусмотрен штраф в размере 170 гривен за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу. За те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое правонарушение, придется заплатить штраф уже в размере 1020 гривен (статья 120 Налогового кодекса Украины - далее НК).


    За несвоевременную уплату или неуплату налога на прибыль Налоговым кодексом предусмотрена финансовая ответственность в виде штрафных (финансовых)
    санкций (штрафов) и пени.


    Так, в случае если налогоплательщик подал налоговую декларацию, но не уплатил определенное им самостоятельно денежное обязательство в виде налога на прибыль в течение сроков, определенных НК, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем ​​срока уплаты суммы денежного обязательства, и 20 процентов - при задержке более 30 календарных дней (см. ст. 126 НК Украины).

    После окончания граничного срока для уплаты налога контролирующий орган присылает должнику налоговое требование. Если после вручения налогового требования сумма налогового долга возросла, он подлежит оплате в полном объеме.

    «При этом под неуплатой понимается не только полное отсутствие платежа, но и уплата самостоятельно определенной суммы налога на прибыль в установленные сроки, но не в полном объеме». - Подчеркивает адвокат Юлия Божко, партнер Юридической компании «Закон Победы».

    Если же контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства по уплате налога на прибыль по результатам проведенной проверки, отсылается (или вручается) налоговое уведомление-решение. Налоговое уведомление решение считается врученным, если оно передано должностному лицу юридического лица под расписку или отправлено по почте с уведомлением о вручении.

    За такое правонарушение предусмотрено наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 процентов суммы начисленного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу применяется штраф уже в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НК Украины).

    «При этом повторность образуют любые варианты последовательности нарушений, являющихся основанием для контролирующего органа самостоятельно определить сумму налогового обязательства (например, занижение суммы налоговых обязательств после неподачи декларации или наоборот), и независимо от того, была ли применена финансовая санкция за первый случай». - Говорит г-жа Божко.

    Если налогоплательщик был привлечен к ответственности за первое нарушение - отсчет годичного срока начинается со дня уплаты штрафа за предыдущее правонарушение и заканчивается 1095 календарным днем ​​включительно.

    Если же за первое нарушение штрафные санкции не применялись, срок начинается со следующего дня после надлежащего оформления решения контролирующего органа самостоятельно определить сумму налогового обязательства. Штраф применяется за каждое совершенное нарушение отдельно, то есть штраф в размере 25 процентов соответствующей суммы за первое нарушение и штраф в размере 50 процентов - за повторное.

    Кроме штрафов за несвоевременную уплату либо неуплату налога на прибыль также начисляется пеня (сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченные в установленные законодательством сроки) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Порядок ее начисления и уплаты детально регламентирован в Главе 12 раздела II НК Украины.

    Кроме того необходимо обратить внимание, что согласно с переходными положениями НК Украины (подраздел 10 раздел ХХ) не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором – четвертом календарных кварталах 2011 года, а штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривны за каждое нарушение.
    Административная и уголовная ответственность

    За нарушения законодательства в сфере налогообложения налогом на прибыль должностные лица налогоплательщика могут нести как административную, так и уголовную ответственность.

    Так, в ст. 212 УК предусмотрена уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) в виде штрафа от 1-ой до 2-х тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (т.е от 17 000 до 34 000 гривен) или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет. Также указанной нормой предусмотрены квалифицирующие признаки (например, совершение таких действий по предварительному сговору группой лиц), усиливающие уголовную ответственность.

    Субъектом преступления в этом случае являются должностные лица налогоплательщика (руководитель и (или) иное лицо, имеющее право подписи финансовых документов), на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговой отчетности. Способами уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) могут быть: непредставление документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, занижение объектов налогообложения, занижение прибыли, сокрытие объектов налогообложения, заключение соглашений, нарушающих общественный порядок и тому подобное.

    При этом должностное лицо налогоплательщика будет освобождено от уголовной ответственности в случае, если уплатит сумму налога на прибыль, а также возместит ущерб, причиненный государству его несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня), до привлечения к уголовной ответственности.

    Что касается административной ответственности, то для должностных лиц налогоплательщика административная ответственность в виде штрафа за нарушение налогового законодательства в части налогообложения налогом на прибыль возможна по ст. ст. 163-1 (нарушение порядка ведения налогового учета), 163-2 (непредставление или несвоевременное представление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей)) Кодекса об административных правонарушениях Украины.
    Порядок обжалования решений о наложении финансовых санкций

    Если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налогового обязательства, или принял другое решение, противоречащее законодательству, либо вышел за пределы своих полномочий, он может это решение обжаловать.

    Процедура обжалования решений контролирующих органов закреплена в ст. 56 НК Украины и предусматривает право свободного выбора налогоплательщиком формы обжалования таких решений в административном или судебном порядке.

    Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора. Если же налогоплательщик сразу избрал судебную процедуру, он утрачивает право использовать процедуру административного обжалования решения контролирующего органа.

    Обжалование незаконного решения налогового органа в административном порядке предусматривает подачу налогоплательщиком соответствующей жалобы в контролирующий орган о пересмотре такого решения. Жалоба подается в письменной форме (и в случае необходимости - с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить) в течение 10 календарных дней после получения оспариваемого решения.

    Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение налогоплательщиком определенных оспариваемым решением денежных обязательств до дня окончания процедуры административного обжалования, а сумма такого денежного обязательства считается несогласованной.

    Если в удовлетворении жалобы было отказано, налогоплательщик имеет право обратиться в течение следующих 10 календарных дней с жалобой в вышестоящий контролирующий орган.

    Контролирующий орган, рассматривающий жалобу, обязан принять мотивированное решение и направить его плательщику в течение 20 календарных дней (срок может быть продлен руководителем, но не более 60 дней) после ​​получения жалобы по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

    Если в течение указанного срока решение по жалобе не было направлено налогоплательщику, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу последнего со дня, следующего за последним днем ​​указанных сроков.

    Также налогоплательщик имеет право с учетом сроков исковой давности оспорить решение налогового органа в соответствующий административный суд в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины. В этом случае денежное обязательство также считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

    При определении сроков исковой давности для обращения в суд юрист Косогляденко Е В рекомендует учитывать позицию Высшего административного суда Украины, изложенную в письме от 10.02.2011 г. N 203/11/13-11. Так, две нормы НК по-разному регулируют этот вопрос и противоречат друг другу. Если норма пункта 56.18 статьи 56 НК определяет срок обжалования налоговых уведомлений-решений, отсылая к срокам давности, определенным статьей 102 НК (1095 дней), то пункт 56.19 статьи 56 НК устанавливает месячный срок для такого обжалования. Поэтому в этом случае нужно руководствоваться пунктом 56.21 статьи 56 НК, которым установлено, что в случае, если нормы НК предусматривают неоднозначное трактование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принятия решения как в пользу налогоплательщика, так и в пользу контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

    Вот почему судам следует применять при принятии искового заявления налогоплательщика об обжаловании решения контролирующего органа более длительный срок для обращения в суд - 1095 дней.

      Текущее время Сб Ноя 18, 2017 11:57 am